Проект портала
Отношения «Это все превратится в ржач для девушек». Что думают родители о школьном курсе «Семьеведение»9
29.07.2019 / 12:25

Мингорисполком предложил ввести в белорусских школах курс «Семьеведение». Чиновники считают, что это может улучшить демографическую ситуацию и мотивировать к более ранннему вступлению в брак и рождению детей. «Наша Нива» опросила родителей, что они думают о такой инициативе.

«Учителям я бы не доверила»

Писательница и мама двух дочерей Евгения Пастернак к этой идее относится скептически.

— Основной вопрос — кто преподавать будет. Я бы доверила практикующему подростковому психологу. Но не учителям. Одно дело — математика. Человек преподает ее, и мне в принципе все равно, что он читает или не читает и какие у него взгляды на жизнь. Иное дело — курс о семье, где полезут все скрытые тараканы.

Мне недавно одна учительница говорит: «Современные подростки стали абсолютно асексуальным. Раньше, мол, девушек в старших классах спросишь, какая у них мечта, и каждая вторая отвечает, что хочет выйти замуж, родить двоих-троих детей. А теперь так не говорит никто». И я тихо смеюсь, потому что, во-первых, это к сексуальности никакого отношения не имеет, а во-вторых, это же прекрасно, что девушки в 18 лет думают не о том, как выйти замуж и рожать детей, — у них стали абсолютно человеческие планы. У наших девушек наконец — в XXI веке, в центре Европы — появилась альтернатива: получить образование, поездить по миру, изучить языки…

Еще один нюанс, на который обращает внимание Евгения, — возраст учительниц. В основном им по 40—50 лет. Если они начнут учить современных девушек, что их обязанность — варить борщ и рожать детей, это будет смешно. У нового поколения совсем другие ценности и мировоззрение.

— Это все превратится в ржач для девушек и обернется массой обид для педагогов.

Кстати, у самой писательницы подобный курс в школе был. Назывался «Этика и психология семейной жизни». Но, признается Евгения, она вообще из него ничего не помнит.

Что было бы полезно, так это правовой курс.

— Он семьи тоже касается: брачные договора, обязательства сторон. Когда начинаешь смотреть американские сериалы, понимаешь, что какие-то обычные для них вещи нам абсолютно недоступны — например, отношение к детям. Люди сходятся-расходятся, снова женятся, но ребенок для них — абсолютно святое. Вопрос алиментов в принципе не стоит: что значит не платить? И эту информацию хорошо было бы доводить нашим людям с детства.

С какого возраста вести со школьниками беседы о планировании семьи?

— Не знаю. Это как о сексе — невозможно сказать: давайте в 10 лет посадим детей и что-то им расскажем. Мне кажется, вопрос о семейных отношениях еще в старшей группе детского сада возникает. Если родителям не делать из этого табу, не впадать в истерику и спокойно отвечать, то ничего больше объяснять и не надо будет.

Сама Евгения не ведет с дочерьми бесед о необходимости исполнить «демографический долг».

— Единственное, что я могу и, надеюсь, прививать им, что надо жить с любимым человеком и что семья — это счастье от того, что мы вместе. А дальше — их абсолютный выбор.

«Курс нужен, поскольку молодежь не представляет, что в семье бывают сложности»

Мама десяти детей Наталья Таштимирова идею курса поддерживает. Вспоминает, как ее саму водили в 13 лет в женскую консультацию и показывали фильм «Немой крик». «Хорошо, чтобы девушки знали о вреде абортов», — замечает женщина.

В курсе семьведения она бы уделила внимание таким темам, как планирование беременности и отношения между женщиной и мужчиной.

— Надо рассказать, что чувства со временем меняются и влюбленность перерастает в нечто иное. Надо научить преодолевать это и не разочаровываться в своем партнере.

Занятия, по мнению Натальи, нужны и для ребят, и для девушек: семья же состоит не только из женщины. Плюс подросткам следует знать психологию противоположного пола, чтобы понимать, почему будущий муж или жена ведет себя так, а не иначе. Но это тема для старших классов, 9—10-х, раньше нет смысла, считает мама десятерых детей.

— Такой курс нужен, поскольку молодежь не представляет, что семья — это не всегда «жить счастливо», что бывают сложности и нужно работать над отношениями, учиться диалогу, а не сразу разводиться. Например, с появлением ребенка перераспределяются обязанности и из-за этого могут начаться разногласия. Полезно подготовить молодежь к тому, что и такое бывает и что этого не надо бояться.

«Я бы ввел занятия о семье со второго класса»

Артем Головий воспитывает пятерых детей. Он рассуждает так: курс о семейной жизни был бы полезен школьникам.

— Но его не надо делать очередным предметом вроде математики или русского языка и сводить к лекциям, на которые никто не захочет идти. Это же жизнь. И об этом надо рассказывать интересно, с личными примерами, на понятном языке, чтобы дети там не засыпали, страдая от скуки. Было бы здорово, чтобы на такие занятия приходили люди, у которых за плечами есть определенный опыт — успешные многодетные семьи или те, кто прошел через трудности и смог или не смог их решить.

С другой стороны, считает Артем, темы курса должны быть педагогически выверенными — надо учитывать возраст школьников, из каких они семей.

— Я бы, наверное, со второго или с первого класса начал. Предоставлял бы информацию в форме сказок, рассказов. Понятно, что чем взрослее дети, тем серьезнее и глубже надо разговаривать с ними.

Артем в этом вопросе приоритетной считает все-таки роль семьи. Если рассказывать подросткам из неблагополучных семей, что брак и дети — это счастье, у них просто не сложится картинка.

«Для улучшения демографии нужно другое»

Ольга Трусова (у нее двое детей) полагает, что идея с курсом неплохая. Но считать его целью решение демографических проблем в стране — бессмыслица.

— Для улучшения демографической ситуации не хватает стабильного материального положения. Все больше времени необходимо молодежи, чтобы встать на ноги и обзавестись чем-то необходимым.

Как и многих родителей, Ольгу волнует, кто будет вести занятия по семьеведению.

— Психологи? Потом сын придет и скажет мне: мам, ты меня неправильно воспитываешь, мне в школе сказали вот так, — иронизирует она. — В таком вопросе не может быть стандартов. В итоге все сведется к тому, что преподаватель, кто бы он ни был, будет свое мнение продвигать.

«Важно говорить об ответственности пап»

— В поздних браках и поздних родах я не вижу проблемы, я вижу ее в количестве абортов и разводов, — говорит мама пятерых детей Ольга Ганкевич из Ждановичей Минского района.

В ее понимании, конечно, очень важно повышать статус семьи, говорить об ответственности пап, так как обычно женщины после развода остаются наедине со своими детьми и многие из них не получает никакой поддержки от мужчин.

— И в результате, в том числе поэтому женщины не спешат ни замуж, ни заводить детей, зная, что это огромная ответственность и она может лечь на них, — делится Ольга.

Курс она бы строила на общехристианских ценностях: они являются гарантом того, что люди живут вместе, рожают детей и заботятся о них.

Ольгу саму воспитывали в католической традиции, семейные ценности прививали на занятиях по катехизису. Но вопрос в том, что в белорусских школах одновременно учатся дети разных вероисповеданий. Приводить на уроки, например, православного священника будет неэтично по отношению к другим.

Кому же тогда вести курс о семье? Уж точно не классным руководителям, говорит Ольга Ганкевич: они слишком загружены, чтобы вешать на них еще и такую ​​ответственную работу.

— Это должен быть психолог, специализирующийся на вопросах семьи и детей, с большим опытом. И факультатив должен быть на добровольной основе — вводить его в обязательный учебный план не считаю возможным, потому что дети перегружены основными предметами.

Что еще важно, отмечает Ольга, так это не торопиться вводить курс. Надо продумать алгоритм, проработать программу — и это делается не за месяц.

«Нельзя подготовить к семейной жизни со словами «так не надо»

Татьяна Пимкова, мама двух дочерей и психолог, уверена, что традиции, социальные роли супругов дети перенимают от родителей. И вряд ли школа может существенно здесь повлиять.

— Азы семейной жизни закладываются в семье. Ни один курс этого не заменит. Нельзя подготовить к семейной жизни со словами: так не надо, а надо вот так. Для меня ассоциация с курсом «Семьеведение» именно такая. Да, как вариант, на занятиях можно научить детей выстраивать взаимоотношения с другими людьми, реагировать в конфликтных ситуациях, выражать и направлять эмоции. И это бесспорно важно!

И здесь возникает «но». Кто будет вести такой курс в школе? Какая подготовка будет у этого специалиста? Будет ли учитываться возраст детей при выборе форм работы? И так далее. Шаблонов здесь быть не может.

Иное дело, что в гонке за развитием детей родители отдают их на множество секций и кружков, сами постоянно заняты на работе и все меньше времени проводят с дочерьми и сыновьями. Утрачиваются семейные традиции.

— Скорее вот здесь требуется «укрепиться» — образовательные мероприятия для родителей, онлайн-курсы, встречи с экспертами, — считает Татьяна. — Ведь именно родители «складывают» тот самый «портфель», который потом понесут в жизнь их дети.

Призывать девушек к ранним бракам, по мнению мамы, нелогично.

— Правильно ориентировать девочек быть уверенными в себе, ценить себя, ставить перед собой цели и реализовывать их. Если будет всё это, плюс хороший тыл в виде любящих родителей и семейных традиций — вырастет успешная женщина. На мой взгляд, важно не как можно раньше выйти замуж, а как можно более гармонично создать семью.

Nina.nn.by

Каментары
Lighter / Ответить 29.07.2019 / 12:20

А где мнение Ливянта?

8
НаталляВ / Ответить 29.07.2019 / 12:27

А сколько лет Евгении Пастернак, что она считает людей 40 - 50 лет, в данном случае учителей, интересующимися только борщом и деторождением? Что за эйджизм? Или Евгении 20 (просто фото неудачное) или она как то особенно просвещенная и никогда не достигнет (не признается) 40 лет

12
гердзень / Ответить 29.07.2019 / 12:32

я па свайму вопыту магу прывесьці сярэднюю карціну беларускіх дзяўчат: " я не люблю/не ўмею гатаваць", "я не люблю дзяцей і заводзіць іх не зьбіраюся", "падвяла, але прабачэньня не папрашу", "саступаць месца старым павінны толькі хлопцы, мяне такому не вучылі". хаця апошні пункт ужо датычыць усіх, як заўважыў апошнім часам

11
каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні