Проект портала
Дома
29.03.2018 / 09:06
«Мам, купи айфон». Что отвечать и как себя вести, если ребенок просит дорогую вещь14

Покупать? А может это будет только во вред? Как мягко, просто, доходчиво объяснить ребенку, что материальное, бездушное — отнюдь не главное! И что в жизни ценить нужно совсем другие вещи.

Вместе с компанией МТС [в рамках проекта «Дети в Интернете» она развивает культуру пользования смартфоном и интернетом среди маленьких белорусов] мы обратились к психологу Центра успешных отношений Анне Ефремовой и попросили ее помочь советом, поделиться правильными, проверенными, безопасными схемами поведения в описанной выше, весьма распространенной ситуации.

«Нина»: Родители хотят поступить как лучше, приобретая своим детям все самое лучшее, самое дорогое. Но всегда ли это хорошо?

Анна Ефремова: Я считаю, что не всегда. Почему? Потому что это разговор о ценностях. Какие ценности в семье, такие же будут и у детей.

Когда мы говорим о ценностях как о чем-то материальном, то это просто способ соперничества, по большому счету. Когда взрослые передают их детям, что выходит? Родители зарабатывают деньги, а их сыновья или дочери — нет. Они перенимают ценности родителей, но не несут за них ответственности.

В этом соперничестве, если у ребенка чего-то нет, у него формируется заниженная самооценка, поскольку он не в состоянии заработать самостоятельно и зависит от денег родителей. Нехорошо это. А хорошо, когда в семье есть эмоциональная близость между родителями и детьми, когда они могут обсуждать свои чувства, эмоции, мысли и формировать ценности на более взрослой основе, более жизненные. Тогда самооценка ребенка формируется на основе его личных качеств и способностей.

«Нина»: Как же научить ребенка ценить вот эти действительно важные духовные вещи, а не материальные?

АЕ: Очень просто — своим примером. Дети перенимают от родителей даже невербальные особенности. То, как они относятся к другим, как относятся к самим себе, как относятся друг к другу, от чего приходят в восторг, что для них важно. Дети — зеркало родителей. Если у детей имеются проблемы, взрослым надо прежде всего посмотреть на себя, свое душевное здоровье скорректировать.

Если родители говорят о духовных ценностях, а для них на первом месте все материальное, то ребенок это почувствует. И тогда воспитывай или не воспитывай — ничего не поделаешь.

Помимо этого, родителям следует не забывать делиться собственными достижениями со своими детьми, говорить о них. Чтобы дети знали, что родители успешны. И, конечно же, нужно больше хвалить сыновей и дочерей, подчеркивать позитивные моменты.

«Нина»: Банальная ситуация. Приходит ребенок и говорит: «Мам, пап, я хочу новый айфон, такой, как у моего одноклассника». И что делать родителям, если теоретически они в состоянии приобрести этот айфон?

АЕ: Воспитывать и прививать ребенку ценностей надо с детства, тогда и не будет таких мыслей, мол, «не будет айфона — конец».

Когда ребенок просит, то это просто разговор. Ему зачем нужен айфон? Чтобы его принял социум, где, например, смотрят на одежду, гаджеты и так далее. Если вдруг ребенка не принимают, то у него падает самооценка. И здесь я бы обратила внимание на то, чтобы прививать ему уверенность, лидерские качества. Почему?

Любое общество, даже если у ребенка нет айфона, но есть взрослая самооценка, уверенность в себе, знания и сила, оно его не отвергнет. С айфоном может быть легче, но впоследствии все равно придется столкнуться со своей слабостью и зависимостью от денег родителей. Это путь в никуда.

Если ситуация острая, то надо обсудить и договориться, какой и за какую разумную цену покупать телефон.

«Нина»: А что нужно говорить ребенку? «Мы не можем приобрести этот телефон»? Или объяснять, что абсолютно не имеет значения, какой будет смартфон?

АЕ: «Это не важно», «это не имеет значения», конечно, говорить можно. Ребенок, возможно, и сам это понимает, но самооценка у него падает, поскольку вещи-то нет. Говорить, что «мы не можем»? Здесь все просто: если мы не можем, мы не покупаем. Нужно объяснять ситуацию.

Если речь о подростке, то следует говорить и о том, что имеются возможности заработать. А они есть всегда на хотя бы половину необходимой суммы. Это также способ передать ответственность, показать, в чем реальная сила ребенка, где он может проявить себя. Но опять же — это все воспитание, почва готовится еще с первых классов, если не раньше.

Для каждого ребенка самое важное — родители. Как они себя ведут, на что обращают внимание — вот это имеет значение. Если родители хотят как-то помочь ребенку, то я считаю, что лучше всего направить его на специальные коммуникационные или лидерские тренинги, где бы он почувствовал себя увереннее, где бы получил те знания, те навыки, которые помогают проявить себя в условиях класса.

«Нина»: И еще возникает вопрос карманных денег: давать много или ограничивать?

АЕ: Есть такая практика, когда на родительских собраниях взрослые решают, сколько будут в среднем давать денег детям. Они просто договариваются. Это, конечно, идеальный вариант.

Лично я считаю, что надо давать столько денег, сколько ребенку необходимо для удовлетворения основных потребностей: поесть, сходить в кино. Но, опять же, надо договариваться с ребенком. Если он хочет что-то дорогостоящее купить, можно предложить заработать. Я против того, чтобы слишком много давать на карманные расходы, так как ребенок привыкает и ему впоследствии хочется все больше и больше. Это тоже своего рода зависимость, так как в дальнейшем возникает «ломка» от недополучения очередной желаемой суммы и агрессия в адрес родителей.

«Нина»: Как научить ребенка не обижать других, а относиться к каждому человеку с уважением?

АЕ: Если разобраться, то на самом деле у счастливого, довольного жизнью человека нет потребности унижать других. Если ребенок это делает, значит, он не может справиться со своими чувствами, эмоциями, переживаниями. И причины опять же в отношениях со взрослыми. Родителям ребенок не может ответить, в случае если в их отношениях возникают проблемы, но он может перенести агрессию на других детей. Надо с родителями работать. Ребенка нельзя научить, ребенка можно только сделать счастливым. А счастливым его делают родители, когда принимают его и поддерживают.

Следует также разговаривать с учителями, ведь ребенок в школе проводит немало времени. Я, например, звонила классному руководителю и просила уделить хотя бы 15 минут, чтобы поговорить именно о моем ребенке. Это тоже имеет значение.

И, конечно, надо разговаривать с ребенком, интересоваться его чувствами, эмоциями, планами, поддерживать его. Дети очень уязвимы в силу возраста. Вот эта уязвимость и компенсируется дорогими айфонами и так далее. Ведь это же так просто: оделся в дорогие вещи, взял айфон, пошел и будто бы уже неуязвим. Но все это иллюзия. Следует закладывать ценности, пока ребенок еще в школьном, подростковом возрасте, на стартовой площадке жизни. Чтобы было легче адаптироваться во взрослой жизни, надо тренироваться в более безопасной среде, какой, например, является школа. Это хороший полигон для деятельности.

Родителям следует особенно обращать внимание на эмоциональную близость с ребенком, на то, чтобы было доверие. Над этим надо работать всей семье.

Читайте также:

Минчанка рассказала, как учит 9-летнюю дочь безопасно пользоваться смартфоном

Правила поведения в социальных сетях [да, они есть]

Nina.nn.by

каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні

СПЕЦПРОЕКТ2 материала Шура-бура