Проект газеты
Вкус Директор фестиваля молодежных и студенческих театров Екатерина Солодуха о театральных тенденциях2
23.09.2018 / 12:47

Сейчас в Минске проходит уже 15-й по счету международный фестиваль молодежных и студенческих театров «Тэатральны Куфар, БГУ». Именно поэтому в нашу еженедельную рубрику «Пять вещей» мы решили пригласить его директора Екатерину Солодуху.

— Я пришла в команду «Куфра» в самом начале истории фестиваля. В 2004 году только закончила БГУ, но продолжала быть связанной с культурной жизнью университета: работала на 0,5 ставки в управлении по делам культуры. На фестивале начала в качестве волонтерки, впоследствии стала координатором международной программы, а в 2006-м — директором. «Куфар» дал мне много нового опыта, контактов и интересных проектов. И ежегодно этот багаж только растет, что очень полезно для меня как культурного менеджера.

Интересно, что в последнее время на фестиваль почти не приходят заявки с комедиями: на 100 заявок таковых может быть буквально одна-две. Одно время в программе было много развлекательного контента, когда молодежь хотела веселиться на сцене. Но последние несколько лет они ищут ответы на вопросы своего времени. Это, на мой взгляд, хорошо: молодежные и студенческие театры всегда были актуальными.

Когда в этом году мы открывали театральную декаду, то сразу провели круглый стол на тему молодежных театров. С прошлого года наша программа состоит наполовину из любительских, наполовину из профессиональных групп.

И стал замечаться некий кризис в среде белорусских студенческих театров. Были свои группы в БГУИР, на ФМО, но они, как и другие, исчезли из стен университетов по тем или иным причинам: не нашли поддержки, потеряли интерес, возникли идеологические вопросы…

К сожалению, это так. У наших зарубежных коллег совсем иная ситуация: там почти в каждом университете есть своя театральная группа. И даже не одна. Это считается престижным и для самих молодых людей, и для администрации.

В Беларуси, Литве, Эстонии и России, кстати, очень распространенная ситуация, когда учатся на одной специальности, параллельно играют в студенческом театре и потом решают поступить на актерское мастерство, становятся знаменитыми артистами. Так, в прошлом году две девочки из театра «На балконе» БГУ поступили в театральное училище имени Щепкина в Москве.

В 2015 году «Куфар» почти был на грани прекращения существования, мы даже собирали деньги на краудфандинг-площадке.

Легче не стало, но спасибо партнерам, в том числе основателю фестиваля БГУ, которые ежегодно все же нас поддерживают. Пусть не все финансово, кто-то — вещами и площадками. Это тоже важно. Чтобы в том числе решать и материальные проблемы, мы сделали платный вход на фестиваль (10 лет подряд он был бесплатным). Сначала стали брать, чтобы контролировать поток зрителей, за просмотр спектакля символический рубль, сегодня вход стоит 5. Тоже немного, ведь вся наша основная аудитория — это студенты.

В этом году у нас появился отдельный день, посвященный современной белорусского пьесе, который мы проводим совместно с Центром белорусской драматургии.

Ежегодно мы стараемся продвигать белорусскую драматургию всеми возможными способами, и эти проекты дают свои плоды: интерес к пьесам белорусских авторов возрастает.

Кроме фестиваля «Куфар», я работаю над театральным проектом «HomoCosmos», в рамках которого мы ставим спектакли о человеке, его теле и его взаимосвязи с разумом, без табу. Готовим очередную премьеру: материал будет иностранный, пока не скажу какой. Но работать над ним будет знаменитый режиссер Виталий Дудин. Предварительная дата премьеры — 3 декабря на площадке РТБД.

Вообще же, мы бы хотели вырасти в театральный центр, со своими мастер-классами и тренингами.

Топ-5 любимых вещей

Телефон

В фестивальные дни он всегда в руках: за день могу сделать и принять сотни звонков. Телефон — это и голосовое средство коммуникации, и письменное.

Компьютер

Продолжая тему работы, я не могла не упомянуть компьютер. Он почти всегда со мной: когда не работаю, то и фильмы смотрю на нем, и книжки читаю.

Самый мой главный помощник в компьютере — это гугл-календарь, который параллельно есть и в телефоне. Последние недели работа затягивается до 3-4-х утра, поэтому без календаря, который не дает пропустить ничего важного, никак.

Книжка Вирджинии Вулф

По образованию я филолог: оканчивала романо-германскую филологию в БГУ. Моей специализацией была именно иностранная литература, которую я очень люблю. Я закончила аспирантуру и не оставляю надежды (вот уже 10 лет) дописать диссертацию.

По Вирджинии Вулф у меня был диплом, я очень люблю эту авторшу за стиль и темы, которые она поднимает. Вообще, чтение — это лучший отдых для меня, когда на него есть время.

Наушники

Я очень люблю ходить пешком — это тоже один из способов отдыха, переход из рабочего состояния в более расслабленное. Обычно в этот момент всегда слушаю музыку.

В плеере разные стили, разве что рэп не по душе. Люблю Би-2, из белорусского в последнее время слушала «Шуму», довольно долго — Лявона Вольского.

Театральная программка

Вот уже 15 лет она символизирует для меня важную часть моей жизни. «Куфар-2018» продлится до 27 сентября, так что я могу посоветовать несколько спектаклей из программы к просмотру.

24 сентября

В этот день советую посетить иранский сюрреалистический спектакль «Мама Ерма». Он с элементами клоунады. Хочу отметить, что иранский театр в принципе очень интересный. К нам ежегодно приезжают иранцы, и каждый раз это новые группы, как классические, так и экспериментальные.

В этот же вечер будет идти пластическая постановка «Другие» от театра «Карман» из Кемерово. Очень интересно сделана.

25 сентября

Обязательно посмотрите спектакль «Убийство» театра из Израиля. Пьеса современного драматурга рассказывает о конфликте между израильтянами и арабами. Она идет на двух языках: на арабском и иврите. Это антивоенная постановка устами молодых людей, которые дают понять, что братоубийству пора положить конец.

26 сентября

Рекомендую также сходить на спектакль «Освенцим» из Питера — хорошая постановка. И очень показательно, что молодых людей волнуют такие серьезные темы.

Катерина Карпицкая, фото Воли Офицеровой

Каментары
:) / Ответить 23.09.2018 / 13:11

"мы ставім спектаклі пра чалавека, яго цела і ўзаемасувязь з розумам" - это тенденции современного театра? Актеры и постановщики считают. что это интересно современным белорусам и они будут на такие спектакли ходить. или хотят делать что-то. хоть это белорусскому зрителю и не интересно? Может быть в России нужно про то. что интересно россиянам. а в Беларуси про то. что интересно белорусам. ведь никого не заставишь идти и смотреть то. что не интересно. да ещё за деньги? Театр белорусский умирает. как нет деятелей культуры белорусских. творчество которых и результаты труда интересны современным белорусам в Беларуси. Какой розум у каких деятелей культуры уже утомило наблюдать. если все это глупо и ниже уровня развития современных белорусов. которые воспитаны на западной культуре и практически все имеют высшее образования в разных областях промышленности. из-за чего и не "деятели культуры". а те. кто движет технический прогресс, изучив при этом в Вузе 50 дисциплин. в том числе и гуманитарные, да ещё в Вузе в хоре пели и в студенческих постановках участвовали часто с текстами. которые сами писали без тем "ниже пояса и трусы"

1
Кацярына / Ответить 23.09.2018 / 19:55

А вы прыходзьце і паглядзіце самі :) залы заўжды поўныя...прадвінутых беларусаў :) не жартую!

0
каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні