Феминизм еще не победил, и желанное равенство пока только дразнится частичными уступками. Одно из доказательств — то, что некоторые снятые женщинами значительные фильмы только недавно были «открыты» заново. Другие же до сих пор считаются пропавшими или доступны исключительно в архивах. Что касается собственно феминистских фильмов, то они отказываются от ложной универсальности и показывают события с женской точки зрения, ставят под вопрос привычное и отказываются от удобных ярлыков (да, иногда они отказываются и называться феминистскими). Но главное — эти фильмы открывают иной способ восприятия действительности, дают новый спектр чувств. Хорошего просмотра.
Аньес Варда, 1965 год
Снятый накануне беспокойного, романтического мая 1968 года, фильм «Счастье» Аньес Варда посвящает своему мужу. Герои Тереза и Франсуа любят своих детей, а те в ответ удобно засыпают едва ли не каждый раз, как только родителям хочется немного поразвлечься. Терезе повезло, ее муж честный человек: хотя он и заводит себе любовницу, но сразу же рассказывает жене и уверяет ее, что по-прежнему любит, что у них все останется по-прежнему. Или что-то все же изменилось?
Трудно сказать, отражает ли фильм настоящую семейную идиллию жизни в провинции или показывает затишье перед грозой. А может быть, эти псевдопасторальные сценки уже и есть революция, которую мы не замечаем, убаюканные привычными образами «счастья»?
Вера Хитилова, 1966 год
Анархистская, мудрая и инфантильная, полная жизни и сомнений лента была снята на государственной студии, но после съемок сразу же отправлена на полку на целых десять лет. Не удивительно: за разгулом красок и веселыми интригами двух подруг легко не заметить ненавязчивого посыла.
Когда же одна Мария спрашивает другую, как та может быть уверена, что существует, если у нее нет ни работы, ни регистрации, исчезают последние сомнения: перед нами радостно-нигилистический гимн тунеядству.
Джоан Миклин Сильвер, 1975 год
Почти белорусский фильм: автором экранизированной Джоан книжки был Авром Каган, еврей-социалист из Беларуси, которому пришлось бежать в США от преследований царских жандармов. Лента рассказывает про жизнь еврейской семьи и попытку эмигрантов обосноваться в Новом свете.
Отличие от романа — в смещении акцента на мысли и чувства жены, которая наиболее остро ощущает двойственность своего положения. Неожиданно для создателей фильм имел успех в американском прокате, но это только оправдано, поскольку в нем нет ни единой фальшивой ноты, и любой человек иногда чувствует себя не на своем месте.
Джейн Кэмпион, 1993 г.
В настоящее время Джейн Кэмпион работает над одним из лучших сериалов и верит в телевидение, но в 90-е сняла три крупные киноленты. Одна из них — история про Аду Макграт, которую вместе с дочерью продают в качестве супруги в Новую Зеландию.
Вынужденная эмигрантка общается с помощью музыки (хрупкая, но экспрессивная работа Майкла Наймана), не может объясняться с мужем и вскоре ввязывается в опасные отношения. Пожалуй, самый эротичный фильм в этом списке.
Клаудия Льоса, 2009 год
Все начинается с бабушки, которая поет внучке последнюю песню. В этой песне она рассказывает дочери Фаусте, как ее изнасиловали, а ее мужа убили. Фауста родилась после этих массовых изнасилований, времени столкновений между перуанскими радикалами и правительственными войсками. И чтобы избежать подобной судьбы, она вкладывает себе в вагину картофелину. Магический реализм Льосы дает ей возможность правдиво рассказать об исторических и личных травмах, про память и связь человека и природы.
Сигне Баумане, 2014 год
Когда латвийская бабушка режиссера была лучшей ученицей в своей школе, но, решив топиться, не додумалась набрать в карманы камней. Сигне умнее, поэтому и рассчитала, что если решит повеситься, то купит памперсы для взрослых, ведь всем известно, что случается после смерти в такой ситуации.
Но рассказывать она будет не столько про свою предусмотрительность, сколько про историю семьи, где нашлось место нескольким провозглашения независимости, немцам и советским партизанам, менопаузе и другим несчастьям. Это анимационная документальная лента хотя и меньше известна, чем популярный «Персеполис», но ни в чем ему не уступает.
Салли Поттер, 2017 год
Трагикомедия нравов, где «друзья» собираются, чтобы отметить восхождение политической звезды, будущей женщины-министра, и личное с политическим оказываются связаны буквально, а кокаин и пистолет вряд ли лучшие средства для разрядки общей напряженности и в элитном лондонском доме, и где бы то ни было. Даже те, кто верит в мирное сосуществование и компромиссы, этим вечером приложат все усилия, чтобы сделать жизнь остальных невыносимой. Наиболее известная экранизацией «Орландо» Поттер, кстати, несколько отошла от феминистского активизма времен своей молодости, но не утратила таланта к созданию остроумных историй.
Пэтти Дженкинс, 2017 год
Один из самых успешных супергеройских фильмов последнего времени и хороший пример того, что замена мужчины на женщину в традиционно маскулинном сюжете редко получается чисто косметическим. Так, если Супермен или Бэтмен являются романтическими героями, которые борются со злом наперекор всему свету, то героиня Гадот больше обращает внимания на других и не имеет ничего против сотрудничества (разница еще ярче видна в ее подруге Супергёрл). Наконец, это просто толковый динамичный экшн, пусть и испорченный немного чрезмерным мелодраматизмом финальной части. Эта амазонка уже возвращалась после своего первого сольного выхода и обещала вернуться еще.
Максим Карпицкий