Минчанке Катерине Турок — 18 лет. В последнее время она увлекается автоспортом.
Катерина Турок тренируется на стадионе автошколы «Заря».
В ответ на вопрос, может ли она в своей машине заменить, например, колесо, смеется: «Я двигатель могу перебрать!»
Катерина уверена: если заниматься любым делом, нужно это делать с пониманием, с ответственностью.
«Каждый гонщик должен знать, что происходит с его машиной. Если вдруг что-то во время заезда застучало, нужно оценивать, сможешь ли ты завершить гонку, или лучше остановиться».
Автоспорт пришел в жизнь 15-летней Кати случайно. Однажды отец привел дочку на картинг. Дочери дальнобойщика так понравилось за рулем, что она потребовала у родителей: «Хочу ездить!»
«Первую свою гонку помню хорошо. Сын моего тренера не смог поучаствовать в гонке. Дал мне свою машину. Сказал: «Вот три педали, вот руль, вот коробка. Разберешься по ходу».
Гонку ту я, конечно, не завершила. Колесо попало в яму. Но адреналина хватило надолго». Сегодня Катя ездит на ВАЗ 2108.
Катерина с отцом. Он помогает и поддерживает девушку во всем.
«Эта машина считается дешевой и при этом с сильным кузовом. Мы с папой купили старый автомобиль, выкинули оттуда гражданские детали. Заменили их гоночными».
Машина обошлась в $5000, эпикипировка — шлем, комбинезон, обувь — еще в $1000.
Катерина — единственная девушка в команде автогонщиков.
«Сначала меня не воспринимали как соперницу. Ну ходит какая-то девчонка, пусть ходит. Но увидели, как себя веду на трассе и выиграю заезды, — уважение появилось. Приятно, когда даже старше тебя ребята с тобой считаются, разговаривают, как с равной».
Здесь машины готовят к гонкам.
«В салоне установлен аккумулятор, поэтому мы ездим одни, без штурманов. К тому же, на тренировках нас учат в машине безопасно переворачиваться. Со мной это случалось дважды».
Екатерина рассказывает, что гонщик очень плотно закреплен в кресле, поэтому больше всего страшно получить травму шеи.
«Да и то сейчас есть хомуты, которые фиксируют шею. И она не болтается».
Несмотря на то, что спорт травматический, родители Кати полностью на ее стороне.
«Отец Александр помогает как механик. Мать и брат тоже поддерживают. Хотя брат до сих пор насмехается надо мной, после того, как на гражданской машине я заглохла на перекрестке».
«Во время гонки нужно держать себя в руках. Оставаться хладнокровной. После гонки — освобождайся от эмоций как хочешь.
Правда, для меня автоспорт — это только позитивные эмоции. Никогда не злюсь ни на себя, если что-то не получается, ни на машину, ни на соперников».
Катерина учится на третьем курсе Могилевского театрального колледжа. Она — будущая актриса драматического театра и кино.
«Мне интересно браться за любые роли. Пробовать себя в разных амплуа. Мой тренер — каскадер, и я думала о том, чтобы тоже в кино быть каскадёршей. Но в идеале — самой быть в кадре и выполнять трюки».
Родственники Катю называют Шумахером. А сама Катя гонки «Формулы-1» смотрит с профессиональной точки зрения.
«Мне интересно, как пилоты выстраивают траекторию, как выставляют машину. И еще перед самым началом гонки, когда крупным планом показывают лица гонщиков, очень интересно видеть, о чем они думают, угадывать по их эмоциям и настроению, выиграют ли они сегодняшний заезд. Поверьте, это видно всегда».
Так получилось, что Катя ездить за рулем с 15 лет, а водительское удостоверение получила только сейчас.
«В гонках права не нужны. И умение управлять гоночной машиной мне скорее мешало, когда я сдавала на права. В ГАИ сдала с пятого раза: резкая езда хороша на гонках, а в городе нужно двигаться плавно, быть флегматиком».
Машину возвращают в гараж.
Что помогает Кате во время тренировок и гонок? Группа «Океан Эльзы».
«Их песни все время звучат в машине. Их можно слушать и когда ты одна, и когда мы с папой едем в его рейс, болтаем обо всем на свете всю ночь».
Катя верит, что ее главные старты и победы впереди.
«Почему? А просто не боюсь ошибаться».
Наталья Тур, фото Сергея Гудилина