Проект портала
Накипело Кто она — успешная белорусская менеджер культуры?10
29.04.2018 / 19:16

Анжелика Крашевская более 17 лет занимается менеджментом в сфере культуры, организацией кино- и театральных фестивалей. Это в том числе благодаря ей мы имеем возможность видеть в Беларуси лучшие мировые театральные постановки живьем на фестивале «Теарт», а также в записи смотреть спектакли в рамках проекта «TheatreHD», проникаться прекрасным кино на «Лістападзе».

Что важно, в этих событиях продвигаются белорусские авторы, драматурги и режиссеры, для них есть отдельные программы. А Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ корпорейшн», директором которого Анжелика является, ставит собственные постановки («Anti[gone]», «Опиум», «Крыжовыпаходдяцей»).

Чтобы объединить то, что было сделано за много лет, под одной маркой, недавно на базе Центра запустился еще и проект «ТОК» (о театре, образовании и искусстве), со свежей афишей которого мы вас также познакомим.

Дополнительно мы встретились с Анжеликой чтобы расспросить, как быть успешным в такой сложной сфере, как культура, и попросили несколько советов для зрителей, которые собираются встретиться с современным искусством впервые.

Я из Бреста, окончила сначала Столинский аграрно-экономический колледж, после — БГЭУ. Работала по специальности. То есть, я человек совсем не из культуры, она началась для меня с работы в Купаловском театре. Мне было непросто, но я всегда искала дополнительные знания, чтобы не быть дилетантом. У меня никогда не было лимита на работу, с девяти до шести там и всегда хотелось ставить планку выше, это выводило меня на новую ступень.

Мы тяжело воспринимаем новое в искусстве, потому что нам не добавили различных образовательных вещей: в школе, институте, семье. При этом, конечно, на признаемся в этом. Кому хочется быть с клеймом необразованности? А на то, чтобы заниматься самообразованием, времени не хватает. При этом мы очень быстро подхватывают новые вещи в фэшн-индустрии, например. Никто не хочет выбиваться из контекста: раз мода диктует правила, как быть белой вороной? То же самое с едой: мы быстро приняли японскую кухню, просто фанатеем от нее, но когда речь зашла бы о японском театре, белорусы бы начали морщиться.

Даже молодежь сложно идет на эксперименты. Искусство — это про эмоции. И мы привыкли к рамкам: приходишь в театр, там актеры декламируют текст. Если это комедия — можно посмеяться. Если трагедия — поплакать. А когда эмоции неясны, сложно в себе разобраться и рисковать не хочется.

Фото со спектакля «Крыжовыпаходдяцей». Автор Ihar Chyshchenia.

Как готовиться к современным вещам? Хотя бы минимально-то почитать, а не ждать, что кто-то там все расскажет. И главное — не бояться и пробовать. Даже на плохие выставки и кино надо однажды сходить, чтобы впоследствии иметь возможность сравнивать.

Наш проект «TheatreHD», который пользуется популярностью в Минске и в рамках которого сейчас планируется трансляция номинантов «Золотой маски», мы хотели показать и в других кинотеатрах областных центров. Казалось бы, они первыми должны инициировать подобные вещи, но проще идти по накатанной, иначе надо придумать, как поработать с аудиторией, захватить их внимание, интересно рассказать о проекте… Легче ничего не делать. Но таким образом людей лишают выбора. В супермаркете мы можем выбрать, что нам сегодня есть. А в областных кинотеатрах — нет. Один попкорн, боевики и мелодрамы.

Анжелика Крашевская.

Когда Дмитрий Волкострелов ставил у нас «Скорбящего хоккеиста» Паши Пряжко, наш Центр как негосударственная организация, должен был получить на показы гастрольное удостоверение. И чиновники от культуры, только увидев такой заголовок, напряглись. Сразу включилась паранойя. Ситуация абсурдная, так как текст совсем безобидный, только что главный герой в нем — действительно хоккеист. И такой абсурд может случиться с каждым, так как все боятся, не хотят лишних проблем. Министры культуры меняются, но госслужащие движутся туда-обратно то по вертикали, то по горизонтали. Сама система не меняется. Но настоящий художник не думает об идеологии. Он берет тему, которая его волнует, и начинает демонстрировать зрителю свое отношение к ней.

Мы говорим, что живем в центре Европы, но которые существуют отсылки к этому, кроме географических? В Берлине на спектакле я рыдаю от понимания, что на пятичасовом показе присутствует 80% мужчин. Они не сидят и не пьют пиво с баварскими колбасками. А у нас в театр ходят, в основном, женщины. Хорошо, если они вытащат с собой партнера. Культуры разные. Хочется не просто быть в центре Европы, а хочется ею являться. Чем мы привлекательны? Будем вечно жить прошлым и наследием Мулявина? Будем вспоминать, что ранее были художественная школа, театр, кино… А что сейчас, ничего нет?

Фото со спектакля «Опиум».

Пока нам далеко до такой ситуации, как в Дании, где масса интересных женщин-рэжиссёров. Конечно, появляются такие имена как Влада Сенькова, Юля Шатун, Дарья Жук. В хореографии — Ольга Скворцова, Валерия Хрипач, Ольга Лобовкина. Но в целом у нас и мужчин-режиссеров немного. Даже если ты получил неплохие знания, возникает вопрос: где и как реализовываться? Кому он нужен? Люди не рискуют идти в эту профессию, это трудно. Проще заниматься праздниками, хороводами и елками — вот там наши женщины от культуры и працуцюць.

Пока я не хочу подводить какие-то итоги своей работы. По моим ощущениям, сделано еще не так много. Это все не какие-то там достижения, а просто дело, которое я делаю. Где-то получается расчистить завалы, но ты все равно недоволен, этого мало.

Афиша культурных мероприятий на май-июнь. Больше инфы здесь.

Говорила Катерина Карпицкая

каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні