Проект портала
Рост
26.09.2018 / 09:58
Как делать популярное феминистское издание, которое читают и мужчины? Основные тезисы со встречи с Wonderzinе в Минске и ФОТОРЕПОРТАЖ12

24 сентября «Наша Нина» организовала встречу с журналистками российского онлайн-издания Wonderzinе в Пресс-клубе, который выступил нашим партнером и помог организовать мероприятие.

Редакторка раздела «Жизнь» Саша Савина, бьюти-редакторка Маргарита Вирова, а также редакторка роста и дистрибуции Ксюша Петрова делились с белорусской публикой лайфхаками по созданию одного из самых популярных на постсоветском пространстве ресурсов с полезным контентом для женщин.

Кстати, они отмечают, что доля белорусов составляет 30% от зарубежной аудитории Wonderzinе.

Публикуем краткий конспект выступления редакторок. Видеотрансляцию встречи можно посмотреть здесь.

Модераторка встречи Алла Шарко (Пресс-клуб) с Сашей, Ритой и Ксюшей в креслах компании «Растущая мебель» (слева направо).

«Женские темы — это не стыдно»

Еще 10 лет назад рынок СМИ, в первую очередь в России, четко разделялся на издания для мужчин и женщин. Одни писали обо всем интересном и важном в обществе, а другие концентрировались на темах красоты и взаимоотношений. Делать то же самое сейчас уже несовременно. Это не значит, что изданиям для женщин следует отказаться от советов по воспитанию детей или не писать о косметике. Просто можно подать это по-другому.

Например, Wonderzinе активно пишет об отношениях, но это не только отношения с мужчинами — сюда входят и родительские отношения, и отношения с коллегами, и даже с самими собой. То же самое, например, с воспитанием детей: можно смотреть на тему однобоко, а можно писать о женщинах, воспитывающих детей нестандартно, не навязывающих им правила поведения, мол, мальчики не плачут, а девочки — это принцессы. Или давать слово людям, которые вообще не хотят иметь детей.

«Давать площадку даже для радикальных взглядов, но сохранять нейтралитет»

Редакция может попросить внештатников написать про антинатализм (последователи этого движения считают, что людям надо перестать размножаться) или про активисток, которые предлагают жить в коммунах без мужчин. Но при этом у издания будет своя позиция: скорее, нейтральную. «Нашему изданию 5 лет, за это время феминизма вокруг стало больше, но и сегодня многие считают, что это нечто радикальное. И нас считают радикальными, хотя это не так: мы стараемся не впадать в крайности», — говорит Саша.

Саша Савина.

«Если пишете про социальные темы, не надо давить на жалость»

Когда журналисты рассказывают истории о семейном насилии или людях с инвалидностью, часто можно заметить, что они стараются своим текстом разжалобить читателя. Редакторка раздела «Жизнь» Саша Савина считает, что куда важнее дать глубокую историю. Саша, например, как-то готовила материал про бездомную женщину — к таким людям негативно относятся даже те, кто продвинут в вопросах прав человека. В истории было много страшных подробностей, но авторка далеко не все включила в текст, куда важнее было показать, что это такой же человек, как и все мы.

В неоднозначных темах предпочтительнее следовать принципу «не смотреть с высоты». Часто люди думают, что заранее знают, как решить ту или иную проблему. Так, на сайте как-то поднималась тема «Как ислам уживается с феминизмом». Люди со стороны считают, что стоит только женщинам перестать придерживаться ислама, как все их проблемы исчезнут. Стоит только уйти от агрессора, и насилие закончится, но когда ты находишься внутри конфликта, все куда сложнее.

Для социальной журналистики полезно сотрудничать с проверенными благотворительными организациями, но важно помнить: куда продуктивнее написать о тех, кому нужна помощь, чем публиковать объявление: пожалуйста, дайте денег.

Как работать с феминитивами?

В редакции Wonderzinе нет единой позиции относительно феминитивов: для отдельных редакторов их применение недопустимо. Что касается внутренней политики в плане работы с героями, то здесь редакция спрашивает у них, хотят ли они быть подписаны «редакторками» и «юристками», журналисты не навязывают свою позицию.

Где можно не давать второе мнение?

В редакции не публикуют второе мнение при освещении однозначных, на их взгляд, тем: например, о ВИЧ-диссидентстве (ведь отрицать существование болезни — чушь) или о сексуальном образовании (потому что образование — это хорошо).

Как избегать лукизма и дискриминации в материалах про тело, внешность и макияж?

Сегодня можно заметить, что тема красоты постепенно трансформируется: даже производители косметики вместо того, чтобы пугать девушек морщинами, признают, что мир вокруг разнообразен. Они не обещают, что лицо станет идеальным после их кремов, а просто рассказывают про состав.

Справа — Маргарита Вирова.

В редакции Wonderzinе отдел рекламных спецпроектов работает обособленно от остальных. Это дает возможность авторам и редакторам быть независимыми в своих суждениях.

Так, площадь раздела «Красота» никогда не будет продана косметическим брендам. Всех их ждет условие: мы пишем только про крем или помаду, которые действительно нравятся нашей редакции. Если они некачественные, то журналистки так и напишут. Конечно, далеко не все компании на такие условия соглашаются.

Бьюти-редактор Маргарита Вирова рассказывает, что отдельные феминистки критикуют их портал за рубрики «Стиль» и «Красота», но у редакции есть объяснение существованию этих рубрик: «Нам все еще пишут на почту разного рода пиарщики с предложениями испытать на себе их антицеллюлитные программы, но для редакции красота заключается в индивидуальности и разнообразии. У нас у всех есть проблемы с телом, о которых честно можно поговорить разве что с психологом. Поэтому мы считаем, что об этом надо писать, но так, чтобы на первом плане в материале стояла личность, а не ее внешность».

Основное отличие Wonderzinе от глянца в том, что последний написал бы что-нибудь в стиле «Как похудеть к лету?». А Wonderzinе, скорее, поможет разобраться в термине «фатшейминг» и объяснит, почему недопустимо смеяться над полнотой.

Маргарита рассказывает, как обычные темы о косметике, могут заиграть новыми красками:

«У нас есть популярная рубрика «Косметичка», где героини делятся мнением о косметических средствах. Однажды мы пригласили в нее активисток, которые отсидели за митинг. Впоследствии многие благодарили нас за полезные советы — теперь и они узнали, что положить в сумку, когда идешь на акцию протеста. Немного другой ракурс — и вот уже тема косметики выглядит иначе.

Что делать, чтобы текст дошел до читателя?

По мнению Wonderzinе, сегодня медиа конкурируют не с другими изданиями, а с соцсетями и блогами, поэтому важно проводить работу и в этих направлениях. Значительная доля трафика в их случае приходит из ВКонтакте и инстаграма. Пока что соцсетями занимается всего один человек, но время от времени ему помогают стажеры. Чтобы заполучить часть аудитории блогеров, Wonderzinе и пишет о них.

С каждым годом растет число тех, кто читает материалы с телефона: уже сегодня это более 50%. Поэтому важно не забывать о наличии удобной мобильной версии.

Среди читателей издания для женщин немало мужчин: это тоже надо учитывать при создании контента (в настоящее время мужчины составляют 20% читательской аудитории Wonderzinе).

Почему феминистскому изданию надо писать про ЛГБТ?

Редакция считает, что это просто-таки странно — жить в современном мире, делая вид, что не существует никого, кроме цисгендерных людей и гетеросексуалов.

Только СМИ может дать высказаться тем людям, которые, как правило, не имеют права голоса. При этом, например, пишущие про трансгендеров, редакторки считают, что отвечают за их безопасность и эмоциональное состояние: именно поэтому такие материалы могут даваться частично анонимно, а комментарии к ним — фильтроваться.

Ксюша Петрова.

Где искать вдохновение, чтобы быть на шаг впереди?

Учавствовавшие во встречи девушки ориентируются на следующие иностранные ресурсы: the cut.com, refinery29.com, broadly.com, W magazine, Rookie mag, Jezebel, Nylon, Vice, Into the gloss, Allure USA и др.

Следует отметить, что после выступления редакторок Wonderzine ожидала уйма вопросов от зрителей. За самые интересные из них полагались подарки от наших партнеров.

Приз от компании «Растущая мебель», настольная лампа, достался за вопрос «Есть ли место темам про смерть в рубрике «Жизнь»?». Кстати, место таким темам действительно есть: журналистки писали про феномен парных суицидов, про экопохороны и о том, как пережить смерть близкого.

Этот вопрос задала Ирина Альховка, глава организации «Гендерные перспективы».

Самый необычный вопрос, по мнению самих зрителей, был о том, какие винтажные форматы вроде подкастов хотели бы редакторки размещать на своем сайте. Конкретного ответа на этот вопрос у них пока нет.

Представитель компании CeramoHeat передает обогреватель автору вопроса Вадиму Можейко.

Отметим, что еще один подарок (50-процентную скидку на солнцезащитные очки от салона «Золушка» на проспекте Независимости, 16) все еще может получить каждый из участников встречи, если запостит в соцсети фотос с мероприятия с хэштегом #оптиканезависимости16

Nina.nn.by, фото Воли Офицеровой

каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні

СПЕЦПРОЕКТ2 материала Шура-бура