Проект портала
Вкус
16.03.2018 / 21:39
«Не хочется тупости и порнографии». Белорусские художницы о тенденциях и главных проблемах живописи7

На этой неделе в Минске открылась выставка живописи и графики «Параллельные истории». Стены галереи «Университет культуры» до 26 марта украсили работы пяти художниц: Натальи Шаповаловой, Аллы Кушнер, Марины Коноваловой, Натальи Коржицкий и Юлии Невейки.

На открытии звучало много слов о том, что нельзя разделять мужское и женское искусство, и что женщины — не художницы, а художники. Мы же попросили пять разножанровых творцов высказаться по поводу актуальных для них проблем и попытаться вывести отличительную формулу белорусской живописи.

Алла Кушнер

Алла Кушнер. Родилась в Минске. Работает как художник-конструктор и в станковой живописи.

— Белорусский климат, то, что все вокруг — достаточно тусклое, влияет на творчество. В той же Италии живопись более сочная, солнечная, веселая и радостная. Нам же время от времени где-то приходится фантазировать, додумывать сюжет, чтобы, как и итальянцы, создавать праздник для людей. Хотя бы на полотнах.

Главная проблема для современных художников: негде работать. Я не имею мастерской, где бы у меня могло бы произойти полное столкновение с собой. Вся квартира — густонаселенная, все комнаты заняты.

Искусство, к сожалению, не кормит. Я почти целый день провожу на работе на предприятии «Минскреклама», и на какие-то свои творческие вещи совсем не остается времени.

Бывает, хотят картину купить, но каждый раз у людей их намерения срываются почему-то. Последний мой доход был импровизационным: Сочи, пляж, пара попросила их быстро нарисовать.

Но я все равно очень рада, что живу в такое время, когда могу свободно писать. Вспомните историю: вы помните знаменитые имена женщин-художниц? Раньше им позволяли только смешивать краски, быть ассистентками гениев.

Сегодня же я могу свободно делиться своим мироощущением и мыслями с людьми, и это прекрасно.

Наталья Шаповалова

Происходит из Кричева. Работает во всех жанрах станковой живописи, монументально-декоративной росписи. Создает гобелены.

— Белорусское искусство, как мне кажется, не такое яркое, как в более солнечных странах. Но оно для меня лучше любого остального, так как свое, родное.

«Балкончик. Минск». Н. Шаповалова.

Главная проблема для меня как художницы — в недоступности помещений, в которых можно было бы работать, мастерских по разумным ценам. Это все очень дорого. Поэтому плодотворно рисовать получается только на пленэрах.

Марина Коновалова

Родилась в Норильске (Красноярский край). Работает в разных техниках живописи, станковой и книжной графики, росписи по шелку.

- Если бы устроили соревнования разных стран по живописи, то белорусы обошли бы многих. У нас все еще очень сильны художественные школы, колледжи, высшие учебные заведения с прекрасными педагогами. Это школа дает нам новые поколения художников.

Чего бы мне не хотелось видеть в искусстве, так это тупости и порнографии. Многие начинают свой творческий путь именно с провокаций. Но это не новые веяния. Это — веяния низкой культуры.

Как-то в такси водитель спросил меня: «У кого внутри больше любви — у мужчин или женщин?». И сам почти сразу ответил: бог разделил поровну. Это переводится и на искусство, неважно кем оно создается. Без любви же оно будет бесполезное, как черствый сухарь.

Наталья Каржицкая

Родной город: Полоцк. Любит создавать натюрморты и пейзажи.

— Я не согласна с мнением, что живопись и искусство умирают.

Живопись — это энергия цвета. Я полагаю, что через лет 50-100, если человечеству не будет хватать энергии, оно будет черпать ее именно с живописных полотен.

Что бы ни говорили, но мне кажется, что мужское искусство все же отличается от женского. По масштабности подходов. Есть и женщины, которые «поднимаются» до мужских высот. Но не знаю, остаются ли они при этом женщинами.

Юлия Невейко

Из Смолевич. Масляные краски и пастель - ее все.

— Для меня белорусское искусство — это прежде всего эмоциональность.

На мой взгляд, сегодня существует сильный разрыв между молодыми художниками и старшим поколением. Мы — сами по себе, они — отдельно.

«Метаморфоза», Ю. Невейка.

Я ищу вдохновение в белорусской мифологии: перерабатывать старое на новый лад. И для меня это современно. Поэтому нельзя говорить, что актуально — это только о том, что рядом с нами.

Екатерина Карпицкая

Каментары
Žvir / Ответить 16.03.2018 / 20:53

Ech, byū by zaraz u Miensku - abaviazkova naviedaū by vystavu. A jašče, spadabalisia slovy sp. Karžyckaj i sp. Niaviejki.

2
Яўген / Ответить 17.03.2018 / 12:37

Працы нудныя, нецікавыя, такія толькі на вулічных кірмашах прадаваць. А апошняя так і ў вогуле кіч. Цьфу, беларускае акадэмічнае мастацтва

3
Юлия Невейко / Ответить 17.03.2018 / 14:13

Не момню, чтобы говорила, что разные поколения художников объединяет отсутствие денег. Востребованных художников много. И фамилию мою два раза неправильно написали(

0
каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні

СПЕЦПРОЕКТ2 материала Шура-бура