Академический директор Белорусского института стратегических исследований Петр Рудковский в своем фейсбуке задался интересным вопросом: как петь ребенку одну из самых известных колыбельных «Доўгі дзень», если ты отец, а там есть фраза: «Ты таксама каля мамы ціха-ціхенька ляжы»?
Фото: 3belarus.by.
«Согласно с гендерными учениями всякие дискурсивные практики, которые предусматривают асимметричную роль женщины и мужчины по отношению к ребенку — это дискриминация, которая должна быть немедленно искоренена. Но что тогда делать с песенкой?» — шутит Петр и предлагает несколько вариантов.
Внимание! Автор не критикует произведение, а «использует этот казус, чтобы юмористическим способом показать проблемность категории «социальный конструкт», который лежит в основе гендерных теорий».
1. Ты таксама каля мамы-й-таты ціха ціхенька ляжы.
Если выбирать такой вот «ровный» вариант, отмечает ученый, сложно придется с произношением, так, чтобы не испортить эстетику песни, нужно спеть часть с «мамы-й-таты» быстро, а это очень сложно.
При этом, если уж совсем вникать в гендерное равенство, в первом варианте не учитываются однополые пары.
«Первая версия закрепляет образ разнополых родителей и одновременно дискриминирует однополых. Таким образом, эту строку надо еще раз исправить», — считает господин Рудковский и предлагает второй вариант:
2. Ты таксама каля мамы-й-таты, або мамы-й-мамы, або таты-й-таты ціха ціхенька ляжы.
Но и это не охватит все семьи! Ведь есть еще одинокие матери и отцы.
В результате Петр Рудковский делает вывод, что однажды гендерные теоретики докажут, что даже категории «отцов» и «детей» являются дискриминационными и признают, что нужно давать право выбора:
«Тот, кто чувствует себя отцом/матерью, пусть будет отцом/матерью, кто считает себя сыном/дочерью, пусть ими и будет, без внимания ко всем биологическим, генетическим или возрастным обусловленностям».
Но ответа на вопрос, как лучше петь эту колыбельную отцу, он так и не нашел. А вы как считаете?
КК