Проект портала
Рост
07.03.2017 / 11:29
Про взрослые игрушки с кукольницей: «Белоруски заказывают двойников»5

Владислава Громоковская делает авторские куклы вот уже десять лет. Ангелы, Ловец детских снов, Купальский Дедок, Король Карамель — кто только не рождался в ее руках. Теперь же художница концентрируется на «автопортретах». О том, зачем в зрелом возрасте нужны куклы, и может ли игрушка скрасить одиночество, Владислава рассказала «Нашей Ниве».

Большую роль в ее профессиональном выборе, сыграла семья. Ей повезло: благодаря отцу-предпринимателю, девочка не ощутила на себе товарный дефицит в первые постсоветские годы. «Я не могла представить, что кто-то ни разу не пробовал «сникерс», «рафаэлку» или имел единственную в жизни игрушку. Да, я жила в каком-то своем мире, но все это — благодаря самым лучшим родителям».

А фарфоровых кукол колексионировала не только мама Влады, но и ее тети. Это превратилось в каком-то смысле в семейное дело. Куклы были не простыми, а с настоящими паспортами, с указанием года выпуска, имени автора, страны «рождения» и материал, из которого они изготовлены. Во многом такая скрупулезность требуется, чтобы знать, сколько будет стоить «экспонат» через несколько лет: случается, что мастер прославился, и тогда цена на его изделия возрастает в несколько раз.

Как только художница порывалась бросить это занятие, жизнь сразу подавала ей добрые, ободряющие знаки.

«В лет 14, может, и меньше, я начала липнуть к знакомым, упрашивая подсказать, где научиться делать кукол. Одна художница посоветовала обратиться к мастерам, которые занимались резьбой по дереву. И вот прихожу я к этим брутальным мужчинам: что им со мной делать? Понятно, что первое время они мне ничего не разрешали, поскольку, как только я дорвались до станка, сразу поранила руку. Но первую куклу, в конце концов, смастерила: это была деревянная марионетка. Потом я все глубже проникала в мир авторских кукол, их сущность. И когда пришло время выбирать университет, точно знала, чем хочу заниматься».

Дипломная работа Владиславы на факультете эстетического образования Белорусского педагогического университета имени М. Танка была посвящен мифам и легендам Беларуси, в частности народному празднику Купалье.

Бывает, что идеи будущих кукол приходят к девушке во сне.

«Я потом с этими Ведьмой и Купальским Дедком участвовала во многих выставках, и посетители иногда удивлялись тому, что я презентую именно белорусскую мифологию».

«Почему-то много людей до сих пор считает, что нашей стране чуть более 20 лет, у нее нет собственной истории… Но она есть, и она не похожа на польскую или русскую! Куклы — достаточно модное сейчас направление, люди любят на них смотреть, держать в руках. Если через кукольный образ доносить людям что-то важное, они об этом задумываются».

Мастерица признается, что после окончания университета наступили сложные времена. Одно дело — заниматься ремеслом для души, и совсем другое — пытаться зарабатывать этим на жизнь.

Прежде чем начать изготовление куклы, Влада делает несколько десятков эскизов и формирует облик будущей куклы на бумаге.

«Было трудно, и даже родственники в меня не верили. Они желали мне лучшей судьбы и именно поэтому не поддерживали. Мой парень оставался, пожалуй, единственным человеком в мире, который сказал, что у нас получится. И у нас получилось! Хотя, конечно, я такого никому не пожелаю. Представьте: ваш любимый приходит после тяжелого рабочего дня, а на полу валяется ткань, ужин не приготовлен, потому что времени не было. Если стоит задача быстро сделать куклу, я могу неделями не выходить на улицу. Наверное, такое бывает с каждым, кто задумывает что-либо сложное. Вообще, когда меня спрашивают, сколько времени занимает изготовление одной куклы, я отвечаю в духе того, что сначала надо изучить анатомию, получить художественное образование и постоянно совершенствоваться. То есть в моем случае на куклу уходит две недели и десять лет».

После ряда выставок и конкурсов в Германии, России, Нидерландах и других странах Влада приняла решение изготавливать кукол именно на заказ: «Сколько бы фантазий ни переполняло мою голову (они мне даже снятся), у других мастеров они все равно не такие. Каждый человек — это иной мир». Сегодня куклы Влады живут своей жизнью по всему миру: в США, Литве, России, Италии, Польше…

Любимый материал художницы — полимерная глина. С ним сложно работать, зато куклы получаются как живые.

«НН»: Кто и зачем сегодня заказывает себе куклу?

— Это может быть самый неожиданный человек. Когда-то на выставке ко мне подошел мужчина 50-ти лет, выглядел он очень официально. Он рассказал, что дома хранит коллекцию клоунов. Чаще всего ко мне обращаются женщины 30—50 лет, довольно эпатажные, обеспеченные особы. Ведь люди со средним достатком стремятся прежде всего улучшить свой быт, а тем что побогаче нужны взрослые «игрушки».

Мужчины заказывают кукол в подарок любимым или детям. И только женщины приходят за «автопортретом». Им это нравится, и здесь нет ничего плохого: портретная кукла на долгое время остается в семье. Когда человека уже нет в живых, а его частичка рядом — это большая ценность.

Влада считает, что люди покупают кукол в том числе для того, чтобы в обыденной жизни у них появилась частичка волшебства.

«НН»: Сейчас, говорят, популярными стали куклы-младенцы. Некоторые девушки покупают их и нянчатся с ними, как с детьми. Может ли кукла скрасить одиночество, на твой взгляд?

— Здесь уместно, мне кажется, напомнить историю времен Великой Отечественной войны. Всем известно, что фашисты изымали предметы искусства. И вот однажды, спустя много лет, у взрослого Корнелиуса Гурлитта обнаружили большую коллекцию картин. Он думал, что картины принадлежали его предкам, очень любил и, говорят, даже разговаривал с ними. А потом узнал, что его отец был нацистом, и картины пришлось раздать прежним владельцам. После этого он прожил немного: не мог без них. Я считаю, что это плохо: вещь не в состоянии заменить живого человека.

Мастер и Маргарита

«НН»: Но ты и дальше намерена делать «копии» людей?

— Я бы очень хотела снять мультфильм со своими куклами о традиционных, бумажных книгах и о том, как важно, что они есть, о том, что с ними происходит. Попытаюсь развиваться в этом направлении.

Катерина Карпицкая, фото Сергея Гудилина

Каментары
Ждун / Ответить 07.03.2017 / 11:42

А лепш бы мужыка :) Ці кветкі :д

4
Анна / Ответить 07.03.2017 / 11:51

Удивительно! Это крайне кропотливый и ювелирный труд! Респект таким девчонкам!

1
вельмі спадабалася! / Ответить 07.03.2017 / 14:09

Цудоўная дзяўчына і цудоўная справа!

0
каментаваць

Націсканьне кнопкі «Дадаць каментар» азначае згоду з рэкамендацыямі па абмеркаванні

СПЕЦПРОЕКТ2 материала Шура-бура