Минчанка рассказала, как учит 9-летнюю дочь безопасно пользоваться смартфоном
Два года назад Ольга Корсун купила для дочери смартфон. Но в семь лет оставлять ребенка наедине с гаджетом было как-то страшновато, в интернете же можно наткнуться на все, что угодно.
09.02.2018 / 15:23
Ольга стала изучать все, что только могла найти об интернет-безопасности. А в итоге решила осуществить собственный проект по интернет-безопасности для детей. В этом году Ольгу уже пригласили вести специальный курс для четвероклассников в частной школе.
Для мамы главное, чтобы ее ребенок воспитывался в максимально безопасной среде. Но Ольга хорошо понимает, что если она и научит всему необходимому свою дочь, а ее друзья при этом ничего не будут знать о безопасности, то никакой безопасной среды не получится. Поэтому маме важно, чтобы как можно больше родителей знали о рисках онлайна и современных возможностях контроля для детей в интернете.
В последнее время теме безопасности детей в интернете уделяется все больше внимания. Например, на протяжении последних пяти лет с этой темой активно работает и МТС. За время существования спецпроекта компании «Дети в Интернете» (с 2016 года он осуществляется совместно с Министерством образования) уроки мобильной грамотности успели пройти более 7000 белорусских школьников. В январе, например, МТС организовал для нескольких сотен учащихся встречу по интернет-безопасности в Ошмянах. На сайте deti.mts.by можно найти все инструкции, необходимые презентации, детскую онлайн-книгу по безопасности с забавными иллюстрациями — не поленитесь заглянуть на сайт, может понадобиться.
Теперь тема интернет-безопасности детей обсуждается все шире, появляются неравнодушные активные родители, которые готовы ее продвигать.
Мы расспросили Ольгу Корсун о том, как она учит дочку быть осмотрительной и осторожной с гаджетом в руках, и о чем следует знать родителям, если они только собираются этим заняться.
Как научить ребенка пользоваться смартфоном?
Мы учим дочь пошагово. Стараемся все новое делать вместе: например, скачивать новые программы, игры.
Я считаю, что главное — это доверительные отношения с ребенком. Надо постоянно объяснять, рассказывать, с какими опасностями можно столкнуться в интернете, как вести себя в том или ином случае. Потому что ни один технический наворот не в состоянии на 100 процентов защитить ребенка.
Например, мы установили безопасный режим для детей на видеохостинге, но он работает по принципу: если кто-то из пользователей смотрит нежелательное видео, то сервис об этом сообщает. Выходит, фильтр не гарантия того, чтобы ребенок случайно не попал на какой-либо опасный для него контент.
У моей подруги ребенок чуть старше. Она была очень довольна тем, что установила на телефон ребенка фильтр, который не позволяет через поисковики переходить на сайты с сомнительным контентом. Но сначала решила сама проверить, как работает эта функция. Что получилось: да, на эти сайты фильтр не позволяет перейти, но рядом с каждой ссылкой всё равно есть информация и картинки.
Родительский контроль в браузерах. Существуют как специальные надстройки для каждого конкретного браузера, которые ограничивают доступ к тем или иным сайтам, так и специальные программы, которые встраивают свои фильтры во все браузеры одновременно.
Интернет-защита МТС. Эта услуга позволяет родителям самим составить перечень онлайн-ресурсов, к которым у ребенка не будет доступа.
Как ограничить ребенку доступ к интернету?
Существуют специальные программы, автоматически ограничивающие время, которое может проводить ребенок в интернете со смартфона. Если лимит исчерпан, гаджет можно использовать лишь как телефон: подключение к интернету пропадает.
Но мы пользуемся обычным таймером. Дочка, например, говорит: «Хочу посмотреть сериал в интернете». Я знаю, что это за сериал, и говорю: «Хорошо, но серия закончится, и ты выключаешь». Или, допустим: «Я хочу поиграть». Хорошо, но ставь таймер на полчаса. Он зазвенел, значит, надо выключать игру. Лимитировать время необходимо, так как родители — мы проводили среди них анкетирование — пишут, что их дети проводят в интернете более двух часов. А это начальная школа.
Как быть с тем, что дети быстро учатся обходить ограничения?
Уже в восемь лет дочь умела подчищать свою историю в браузере. Дети учатся всему этому мгновенно. Иногда родители думают, мол, просмотрели историю — и могут спать спокойно, но это далеко не так.
У нас с дочерью уговор: она никогда ничего не удаляет, а я имею право в любой момент посмотреть ее телефон и все активности. Интернетом она в основном пользуется со смартфона, не с компьютера, сейчас практически все дети так. Но это не значит, что я залезла, а она не знает. Мы или вместе садимся и просматриваем, или я сама, но с ее ведома. Причем я вообще ни за что на дочь не ругаюсь. Мы учимся. Если есть какие-то вопросы, проблемы, я спокойно объясняю, почему это неправильно.
Разумеется, так не будет вечно продолжаться. У нас с дочкой предварительная договоренность, что, может, через несколько лет, может быть уже в 5-м классе, она пройдет тестирование на знания по безопасности, чтобы получить разрешение на более самостоятельное использование.
А что с соцсетями?
Официально создавать аккаунт можно с 13 лет. Чтобы завести его, нужна почта. Чтобы завести почту, нужен мобильный телефон, который у нас можно оформить только на совершеннолетнего. Это значит, что все аккаунты детей в любом случае заведены на родителей. И я объясняю дочери: получается, за все, что происходит в телефоне, ответственны родителей. Поэтому у них есть право знать.
У нас вопрос соцсетей максимально откладывается. Я считаю, что заводить страницы можно только тогда, когда ребенок знает о всех интернет-угрозах, когда он абсолютно подкован в плане безопасности и в плане культуры общения. Мы прикинули, что пару лет нам еще надо поучиться. А потом, опять же, есть идея провести тестирование: готов ли ты к тому, чтобы заводить аккаунты?
Но мессенджерами можно пользоваться?
Во втором классе у детей появились мессенджеры, свои группы в них. Конечно, про кибербуллинг [травлю в интернете. — Ред.] с детьми пока еще рано говорить, но когда появляется возможность общаться, не глядя в лицо, становится проще обижать друг друга или сообща нападать на кого-то.
Когда я читала с разрешения дочери ее переписку в мессенджере, у меня возникли вопросы: почему вы так сказали, почему это сказали? Я спросила: «Вы бы могли сказать то же самое в лицо этому человеку?» Дочь говорит: «Пожалуй, нет». И я стараюсь внушить ей одно из самых основных правил: никогда не писать человеку то, чего не можешь сказать в лицо.
Потому что дети очень легко уходят в иллюзию вседозволенности, это очень опасный момент. И еще учу грамотности и культуре отношений. Иногда дети, которые учатся на десятки, в чатах пишут крайне безграмотно.
Сейчас у дочери в мессенджере уже, пожалуй, с десяток различных групп: одноклассники, друзья по кружкам, друзья по даче.
В каждом небольшом детском социуме одна из плоскостей отношений — это мессенджеры. С одной стороны, это удобно. В группе с одноклассниками, например, одно из самых популярных сообщений — это «сбросьте домашку». И не надо переписывать: сфотографировал в дневнике и отправил. Но вместе с тем, это и одна из опасностей.
Кроме того, что дети общаются в группах, они еще переписываются с отдельными своими друзьями. Начинают добавлять друг друга в разные группы. И если группы большие, то уже непонятно, кто туда входит и кто под каким ником скрывается. Моя дочь хорошо знает, что прежде чем с кем-то в новой группе общаться, лучше или меня подождать, или сразу выйти.
В мессенджере, которым пользуется дочь, помимо всего прочего есть паблик-аккаунты, есть частные чаты, которые к тому же могут в телефоне и не отображаться. Это те опасные моменты, о которых родителям нужно знать, и быть внимательными.
К сожалению, я часто вижу, что родители что-то одно сделают, установят какую-то одну программу, и считают, что можно успокоиться. Но нужно все время держать руку на пульсе и контролировать. Это не значит, что следует отслеживать каждый шаг, но надо разговаривать с ребенком, спрашивать про новых друзей. У детей иногда есть и виртуальные друзья, которых родители могут не знать.
Где границы личного пространства ребенка?
Я люблю приводить пример с велосипедом. Как вы учите ребенка кататься? Сначала держите, потом потихоньку отпускаете и смотрите: нужно ли еще придерживать? Здесь все очень индивидуально: одни самостоятельно в первом классе переходят дорогу, а кого-то в пятом за руку водят. Как минимум, родителям следует честно разговаривать с ребенком, дружить с ним и слышать его.
Мы в основном перечислили риски, о которых следует помнить родителям. Мобильные операторы тоже о них думают и разрабатывают услуги, которые могут быть полезны семьям и помогать обеспечению безопасности детей.
МТС добавила услугу «Семья под присмотром», чтобы родители могли в любой момент проверить, где находится ребенок.
Например, девочка пошла к подруге в гости, родителей предупредить забыла, а телефон оставила где-то в куртке или глубоко в рюкзаке — и звонков просто не слышит. Родителям не придется нервничать, так как можно отправить СМС-запрос и тут же придет сообщение, где приблизительно в данный момент находится смартфон [точность 300—500 метров]. Можно увидеть местонахождение ребенка и на карте на специальном сайте mpoisk.by. Если родители хотя бы примерно понимают, где может быть их сын или дочь (в школе, у друзей, у бабушки с дедушкой, в бассейне), то этой информации будет достаточно.
Подробнее об услуге вы можете узнать здесь.
Читайте также: